Создаём стереофото в домашних условиях!
Название "линзовый растр" знают немногие. Но видели его, я думаю, все. Вспомним переливающиеся под рифлёными пластиковыми поверхностями изображения - календарики, открытки, сувениры. Полосы на этом пластике образованы лежащими плотно друг к другу полуцилиндрами.
Изображение под линзовым растром состоит из полосок разных ракурсов изображения. Благодаря растру левый и правый глаз видят на одном и том же участке поверхности разные изображения.
Принцип действия линзового растра. Левый и правый глаз видят на одном и том же участке поверхности разные изображения |
Процесс создания стереофотографии в общих чертах достаточно прост.
Мы фотографируем интересующий нас объект с нескольких ракурсов, затем совмещаем полученные изображения с помощью соответствующего программного обеспечения и преобразуем в чересполосное изображение. После этого накладываем линзовый растр и получаем стереоизображение.
А теперь, убедившись в том, что всё просто, давайте посмотрим, как оно на самом деле. Потому что каждый из обозначенных этапов процесса имеет свои особенности и тонкости, и лучше сначала семь раз отмерить, чем семь раз отснять и впоследствии убедиться, что отснятые снимки ни на что не годны.
Если у нас один фотоаппарат для съёмки с разных ракурсов, то объект фотосъёмки должен быть неподвижным. Если объект подвижен, то нам потребуется единовременная съёмка с разных ракурсов. А это уже делается с помощью линеек камер, синхронизированных между собой. Впрочем, и неподвижных объектов для фотосъёмки найдётся немало. Более того, портретную стереосъёмку совершенно спокойно можно делать одной камерой, быстро перемещаемой по специальным рельсам.
Но для знакомства с технологией мы выберем что-нибудь попроще.
Сам процесс съёмки стереоракурсов может выполняться разными способами. Если это съёмка пейзажей и отдалённых объектов, камеру можно двигать прямолинейно, слева направо или справа налево, перемещаясь приставными шагами. В этом случае наше смещение в масштабах кадра невелико. Если же объект находится близко, перемещать камеру надо по окружности, центр которой находится внутри объекта. Иначе на втором-третьем кадре снимаемый объект просто исчезнет из поля зрения.
Величина смещения камеры в обоих случаях тоже не может быть произвольной: от неё зависят резкость итогового изображения, глубина резкости и размер картинки, который мы сможем напечатать.
В общем, перед началом съёмки желательно написать её сценарий и рассчитать все параметры съёмки с помощью программки MultiStereobase, которая входит в комплект поставки программы PhotoProjector Easy. Это программное обеспечение было любезно предоставлено мне его разработчиком - Евгенией Вазенмиллер.
MultiStereobase позволяет предварительно рассчитать параметры съёмки |
Впрочем, и без MultiStereobase вы можете приблизительно рассчитать величину смещения камеры при съёмке, сделав соответствующие геометрические построения.
Ведь в итоге объём нашему изображению придаёт именно разница смещения фрагментов изображения в зависимости от расстояния до камеры.
Поясним на примере.
Изображение розы, снятое с разных ракурсов. Изображения снимались с движением камеры слева направо. При этом точка А на фотографии движется направо, а точка С - налево. Такой сдвиг называется параллаксом заднего и переднего плана соответственно. Есть точка Х, которая остаётся на месте при движении камеры. Это так называемая точка нулевого параллакса. При горизонтальном движении камеры точки нулевого параллакса образуют вертикальную линию нулевого параллакса. На нашей схеме она обозначена как O.
Для понимания схемы представим себе, что ось нулевого параллакса О является осью перемещения камеры и уходит вертикально в плоскость рисунка |
На итоговой картинке величина параллакса переднего плана не должна превышать 5-10% от ширины изображения, а величина заднего параллакса - 10-15%. При этом и передний, и задний планы будут чёткими и неразмытыми. Если же мы хотим размыть передний или задний план, то соответствующие значения можно увеличить.
По материалам:
Комментарии к этой заметке больше не принимаются.