Матрица. Эволюция
Похоже, что вся экстенсивная история развития матриц цифровых фотоаппаратов идет по пути борьбы разработчиков за увеличение площади и разрешения сенсора с одновременным снижением шумов на высоких значениях чувствительности.
Конечно, не стоит забывать и финансовую составляющую. Это ведь одна из главных причин, отчего "бытовые" сенсоры недавно не раз доростали до площади обычного кадра 35-мм пленки - 24х36 мм. Но не будем инициировать экскурс в прошлое. Лучше давайте вспомним, откель пошли типоразмеры современных матриц. Коль вы хоть раз смотрели спецификацию цифровой компактной фотокамеры, то наверняка заметили что-то похожее на "матрица 1 1,8"".
Как и многое в нашей жизни, циферка эта сильно необычная и ничего сама по себе толком не объясняет. Как говорится в одном бородатом анекдоте, "понять это нельзя, это нужно запомнить". Для определения реальных размеров матриц существует специальная таблица, где, к примеру, видно, что 1 1,8" - это сенсор 7,176х5,319 мм с диагональю 8,933 мм.
Весил тот самый агрегат 1,7 кг. А дальше и пошло и поехало. ЖК-дисплеями: основным, для предпросмотра снимков, и вспомогательным, информационным. До выхода Nikon D1, с которой цифровые зеркальные камеры обрели естественный для нас вид, оставалось меньше года.
Nikon D1 - это статусная камера, прямо настоящее исходное положение новой эпохи цифрового фото. D1 был способен снимать со скоростью 4,5 кадра в секунду, умел вписывать снимки в RAW, TIFF и JPEG и обеспечивал диапазон чувствительности 200-1600 единиц ISO. Для съемок, правда, профессионалы чаще берут следующую модель - D1X. Путем интерполяции получалось разрешение 3008x1960.
Из моделей фотоаппаратов, которые тем или иным образом заслужили статус "исторических", достойны упоминания еще три фотокамеры. Модель называлась Contax N Digital, базировалась на CCD-сенсоре от Philips габаритами 24х36 мм и выдавала 6-мегапиксельную картинку с разрешением 3040x2008. Может, из-за слишком высокой стоимости, а может, по иным причинам эта фотокамера не снискала особой популярности и поэтому стала первой и последней цифровой зеркалкой знаменитой фирмы.
28,7x19,1 - "промежуточный" кроп-фактор 1,3х, еще не 135-мм кадр, но уже и не APS-C. Этот типоразмер матрицы получил наименование APS-H. Максимальное разрешение фотоснимка 1D составляло 2464x1648 пикселей при скорострельности 8 кадров в секунду!!! В США "трехсотка" получила название "Digital Rebel", что, явно, намекало на борьбу с дороговизной цифровых фотокамер. С этого дня качественная цифровая фотография наконец-то стала доступной всем желающим.
Теперь, когда мы с пользой прогулялись по прошлому, имеет смысл побеседовать о технологиях, которые заложенны в основу цифровых матриц. CCD ИЛИ CMOS? В среде профессионалов цифровой фотографии этот вопрос, пожалуй, не менее глубок, чем гамлетовское "Быть или не быть?"
Если изрекать о зеркальных камерах, то здесь, пожалуй, CMOS уже начинает все больше и больше преобладать над CCD, и свою лепту в этот процесс внесла не столько фирма Canon, сколь Sony, как крупнейший производитель сенсоров, к тому же продающий их "на сторону" - в последнее момент она, видимо, также решила сделать ставку на CMOS. Вообще говоря, интересное явление: без малого все производители, стойко сидевшие на CCD, в 2007-08 гг. стали переходить на CMOS.
CMOS-сенсора: Nikon, Sony, Pentax, Olympus, Panasonic - это уже прослеживается четкая тенденция. Единственный из несокрушимых покуда бастионов - группа Fuji. Она стоит особняком со своими геобычайно уникальными сенсорами SuperCCD. Только мнения об этой технологии у экспертов самые разные. Но даже самые крайние скептики признают, что фотокамера S5 Pro с матрицей SuperCCD четвертого поколения явно превосходит по динамическому диапазону профессиональные модели N и С. Правда, она столько же и проигрывает оным в детализации изображения, но не все сразу, не все сразу... Есть еще надежда, что фирма Fuji не станет просто так сиживать сложа руки.
В общем и целом SuperCCD - задумка отличная, но работы там еще непочатый край: в то время как у Fuji не получится фотокамера с реальным, а не интерполированным разрешением 12 мегапикселей и скоростью 5 кадров в секунду, - она так и будет занимать свою несколько маргинальную нишу. Кстати, о производителе сенсора.
Есть одна странность, которая всплыла в жарких обсуждениях новых фотоаппаратов на форумах: почему-то крайне крупный процент фотографов волнует, кто как раз сделал сенсор для той или другой фотокамеры. Так вот достоверно узнать это удается не всегда: порой вендор прямо указывает в спецификациях чей это сенсор, а порой, напротив, скрупулезно скрывает эту информацию.
Иногда эти сведения подаются с такой помпой, чтобы заинтересовать потенциальных покупателей, а временами с прозрачным намеком: мол, вы же понимаете, о ком идет речь. Ну с фирмой Canon тут все ясно - та делает свои собственные матрицы для собственных же фотокамер, с Sony в этом плане точно также, но есть же еще и Nikon и Pentax, а еще и Olympus и Panasonic, всегда покупающие матрицы на стороне.
Новоиспеченный фотоаппарат K20D, анонсированный 23.01.08, соответственно пресс-релизу, оборудован оригинальным 14-мегапиксельным CMOS(!) Фирма-производитель суперсенсора деликатно не указывается. (Но вы же понимаете, о ком речь?) И еще один значимый момент: матрица - это не все, что определяет картинку с фотокамеры.
Есть еще процессор, и есть софт, интерпретирующий полученные с матрицы данные. А эти вещи, как вы понимаете, у разных производителей камер разные. А теперь скажите, Вам по прежнему важно, кем сделан сенсор вашей камеры?
По материалам
Комментарии к этой заметке больше не принимаются.